Чему мы учим своих детей
«Если вы собрались переубивать друг друга — идите на улицу, я только что полы вымыла»
Мама учила меня ВЕРИТЬ В БОГА: «Молись, чтоб эта гадость отстиралась».
Мама учила меня МЫСЛИТЬ ЛОГИЧНО: «Потому что я так сказала, вот почему».
Мама учила меня ДУМАТЬ О ПОСЛЕДСТВИЯХ: «Вот вывалишься сейчас из окна — не возьму тебя с собой в магазин!».
Мама объяснила мне ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: «Если ты сейчас же не перестанешь реветь — я тебя отшлепаю».
Мама учила меня ПРЕОДОЛЕВАТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ: Закрой рот и ешь суп».
Мама научила меня СТОЙКОСТИ: Не выйдешь из-за стола, пока не доешь’.
Мама учила меня НЕ ЗАВИДОВАТЬ: «Да в мире миллионы детей, которым не так повезло с родителями, как тебе».
Мама учила меня СМЕЛО СМОТРЕТЬ В БУДУЩЕЕ: «Ну погоди, дома я с тобой поговорю».
Мама научила меня ОСНОВАМ САМОЛЕЧЕНИЯ: Если не перестанешь косить глазами — на всю жизнь так останешься».
Мама научила меня ЭКСТРАСЕНСОРИКЕ: Надень свитер, я же знаю, что тебе холодно!»
Мама научила меня КАК СТАТЬ ВЗРОСЛЫМ: «Если не будешь есть овощи — никогда не вырастешь».
Мама преподала мне ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ : «Это у тебя все от отца!»
Мама научила меня ВЫСШЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ: «Чтоб твои дети были такие же, как ты!»
Пока читала, смеялась. А потом стало грустно.
Чему мы учим своих детей? Какие жизненные установки им даем?
Сомневаюсь, что они ведут к успеху, уверенности в своих силах, к осуществлению мечты.
А главное, ведь мы запускаем процесс дупликации неуспеха – сами, своими руками.
Все мы, по крайней мере, сетевики, знаем: неуспех, как и успех, начинается в голове, в мышлении. А в чем обнаруживается мышление? Очевидно – в словах. Слово – не просто безликий значок, каждое слово вызывает в сознании определенный ассоциативный ряд, ведь слово – это носитель и хранитель информации, накопленной веками. Каждое слово приводит с собой свои, ему присущие образы и чувства. Слова, много раз повторенные, формируют ту самую смысловую среду, в которой плещется человек – среду успеха или провала, достижения или поражения.
И это еще большой вопрос, сумеет ли этот выросший ребенок за фразой «Закрой рот и ешь суп» разглядеть, что мы желали ему добра и хотели научить преодолевать невозможное. Вернее, статистика говорит о том, что скорее всего не сумеет, именно поэтому так много в мире талантливых, жизнерадостных, ярких детей – и так много серых и погрязших в рутине и серости взрослых.
А ведь это так просто, перестать оправдывать свое нежелание думать о последствиях своих поступков («как наше слово отзовется») расхожей отговоркой «ну так ведь было всегда». Всегда детьми манипулировали и шантажировали различными глупостями, били по самооценке – не будешь есть морковку, значит ты плохой мальчик и вообще я тогда с тобой разговаривать не буду. Ну и что дало это всегда?
А ведь это так просто: говорить ребенку не: «Смотри, не упади», а – «Крепче держись!». Обойтись без обвинений. Перестать сравнивать ребенка с кем-то, а сравнивать с ним же самим, подмечая его успехи, его достижения, воспитывая не очередного завистливого неудачника, а человека, строящего свою жизнь самостоятельно без оглядки на чужое мнение.
Давайте будем своим детям союзниками!